СТОП-КАДР
ПРЕДЫДУЩИЙ ПУНКТ СЛЕДУЮЩИЙ ПУНКТ КАРТА МАРШРУТА К НАЧАЛУ ЭТАПА НА БАЗУ

«-… Я понял, что они стреляют, когда со всех сторон увидел трассирующие пули. Приборная доска у меня разлетелась. Потом я заметил лёгкий дымок, но совсем лёгкий! Откуда-то спереди. Я подумал, что это… вы знаете, там есть соединительная трубка… Пламя было несильное…
Сагон морщится, напрягая память. Ему кажется важным, чтобы мы знали, сильное было пламя или не сильное. Он колеблется.
- А всё-таки… там был огонь… Тогда я велел им прыгать…
Потому что огонь за десять секунд превращает самолёт в факел!
- Тут я открыл люк. И зря. Пламя потянуло в кабину… Мне стало не по себе.
На высоте 7000 метров паровозная топка изрыгает прямо вам в живот потоки пламени, а вам немного не по себе! Я не хочу грешить против Сагона, и потому не стану превозносить его героизм или его скромность. Сагон не признал бы за собой ни героизма, ни скромности. Он сказал бы: «Нет, мне действительно стало немного не по себе…» И он явно старается быть точным.
К тому же я убеждён, что поле действия сознания совсем невелико. Разом оно вмещает только одну проблему. Если вы дерётесь на кулаках и захвачены стратегией боя, вы не ощущаете боли от ударов… Мир Сагона ограничивался рукояткой откидного люка, кольцом парашюта, которое он искал, и техникой спасения экипажа. «Вы прыгнули?» Молчание. «Есть кто-нибудь на борту?» Молчание.
- Я решил, что остался один. Я решил, что можно прыгать… (Лицо и руки у него уже были обожжены.) Я приподнялся, перетащил ногу через борт кабины и задержался на крыле. Потом наклонился вперёд: гляжу, штурмана нет…
Штурман, убитый наповал огнём истребителей, лежал в глубине кабины.
- Тогда я сдвинулся назад, посмотрел, - стрелка нет…
Стрелок тоже был мёртв.
- Я решил, что остался один…
Он соображал:
- Если бы я знал… я мог бы опять влезть в кабину… Горело не так уж сильно. Я долго держался на крыле. Прежде чем выбраться из кабины, я поставил самолёт на кабрирование. Машина шла правильно, дышать было можно, я чувствовал себя неплохо. Да-да, я долго держался на крыле… Я не знал, что делать…
Перед Сагоном вовсе не возникало каких-либо неразрешимых проблем: он считал, что остался на борту один, самолёт его горел, а истребители всё заходили и заходили на него, поливая его пулями. Из рассказа Сагона нам стало ясно одно: он не испытывал никаких желаний. Он ничего не испытывал. Времени у него было сколько угодно. Делать ему было совершенно нечего. И постепенно я познавал это странное ощущение, иногда сопровождающее неизбежность близкой смерти: вдруг тебе становится нечего делать… Как это не похоже на всякие басни о дух захватывающем низвержении в небытие! Сагон оставался там, на крыле, словно выброшенный за пределы времени.
- А потом я прыгнул, - сказал он, - прыгнул неудачно. Меня закрутило. Я боялся слишком рано дёрнуть за кольцо, чтобы не запутаться в парашюте. Подождал, пока не выровняюсь. О, ждал я долго…
Итак, Сагону запомнилось, что от начала и до конца происшествия он чего-то ждал. Ждал, пока пламя станет сильнее. Потом, неизвестно чего, ждал на крыле. И во время свободного падения по вертикали на землю тоже ждал.
И это был Сагон, да, это был заурядный Сагон, который, стоя над бездной, с недоумением и досадой топтался на месте».
( А. де Сент-Экзюпери. «Военный лётчик». Пер. А. Тетеревниковой).

Сайт управляется системой uCoz